Модуль зубчатого колеса — это величина, определяющая основные размеры зубчатых колёс. Он представляет собой отношение диаметра делительной окружности dд к числу z зубьев:
m = dд/z
В свою очередь, диаметр делительной окружности пропорционален шагу t по делительной окружности:
dд = p * z
Следовательно, модуль также можно выразить через шаг по делительной окружности:
m = t * s/p
где s — число зубцов, охватывающих окружность делительного диаметра.
Модуль является условной характеристикой размеров зубчатых колёс, так как он не имеет единиц измерения, а лишь выражает соотношение между диаметром и числом зубьев. Однако модуль стандартизирован, что позволяет унифицировать и упростить проектирование, производство и замену зубчатых колёс.
Выгоды использования стандартизованного модуля:
- Взаимозаменяемость зубчатых колёс с одинаковым модулем и числом зубьев;
- Возможность использования одного инструмента для нарезания зубьев колёс с различным числом зубьев;
- Упрощение расчётов и подбора зубчатых колёс.
Модуль является важным параметром, используемым при конструировании и производстве зубчатых передач, обеспечивая их совместимость, эффективность и надёжность.
Как определить модуль на шестерни?
Модуль зацепления (шейперный модуль, числовой модуль) — это характеристика геометрических параметров зацепления зубчатых колес, выражаемая отношением делительного диаметра зубчатого колеса к числу зубьев:
- m = d / z
- где:
- m — модуль зацепления (мм)
- d — делительный диаметр (мм)
- z — число зубьев
Модуль определяет размеры зубьев и угол зацепления. Чем больше модуль, тем больше размеры зубьев. Угол зацепления для всех модулей одинаковый.
Стандартизация модулей:
- Для цилиндрических зубчатых колес принят ряд стандартных модулей:
- 0,5; 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16
- Для конических зубчатых колес — ряд:
- 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12