В искусстве Античной Греции сформировались три классических ордера:
- Дорический: строгий и монументальный, с гладким, неканелированным стволом колонны
- Ионический: изящный и пропорциональный, с канелированным стволом и волютами (свитками) на капители
- Коринфский: самый декоративный, со стволом, покрытым листвой аканта, и четырьмя завитками на капители
В период Римской империи появились два дополнительных ордера:
- Тосканский: упрощенный вариант дорического, без каннелюр и триглифов
- Композитный: сочетание элементов ионического и коринфского ордеров, с волютами и листвой аканта
Каждый ордер имел свои характерные особенности, определявшие его стилистическое применение:
- Дорический: использовался в монументальных сооружениях, таких как храмы и общественные здания
- Ионический: применялся в архитектуре храмов, общественных и жилых зданий
- Коринфский: предназначался для роскошных и декоративных зданий, таких как дворцы и виллы
- Тосканский: использовался в простых и экономичных постройках
- Композитный: сочетание изящества и монументальности, подходил для масштабных общественных сооружений и декоративного оформления
Понимание и применение ордеров в античной архитектуре стало основой классического наследия и оказало значительное влияние на развитие архитектуры последующих эпох.